20-е годы прошлого столетия ознаменованы бумом во многих сферах жизни американцев, включая и кинематограф. Эта отрасль стремительно развивается, и из малодоступной она постепенно перерастает в массовое развлечение и самостоятельный вид искусства. Центром киноиндустрии становится Голливуд, взращивающий многочисленных кинозвезд. Герои экранных образов создавались, учитывая пристрастия зрителя. На небосклоне молодого искусства ярко и надолго зажглась звезда незабываемой Глории Свенсон.
Звезда немого кино
Полное имя — Глория Мэй Джозефина Свенсон. И в наши дни ее помнят как одну из самых неподражаемых, великолепных звезд кинематографа в период апогея искусства немого кино. Она относилась к тому типу женщин, которых именуют экстравагантными, неординарными. На фото Глория Свенсон предстает роковой женщиной, каковой и является по сути. Это первая актриса, продемонстрировавшая на экране, что женщина может позволить себе курить, пить, открыто и дерзко флиртовать с мужчинами. Она являлась примером для подражания. Миллионы поклонниц желали походить на нее в манере одеваться, причесываться. Свенсон имела присущий ей одной, неповторимый стиль.
Биография актрисы
Родилась Глория Свенсон 27 марта 1899 года в Чикаго, штат Иллинойс, в семье военнослужащего Джозефа Свенсона. Мать, Аделаида Кланосски — польская эмигрантка.
В кино Глория попала абсолютно случайно. После окончания школы она начала свою трудовую деятельность, осваивая работу продавца в магазине. Посетив киностудию Essanay в Чикаго в качестве экскурсанта, девушка напросилась поучаствовать в массовке, а получила маленькую роль-эпизод в картине «Песня души» (1914).
Триумфальный успех достигнут не был, но совокупность имеющихся данных для карьеры актрисы кино сделали свое дело, и будущая звезда Голливуда получила предложение подписания контракта на несколько фильмов. Среди них картина Чарли Чаплина «Его новая работа» (1915).
Профессиональная деятельность актрисы немого кино
В 1916 году Глория меняет место жительства, поселяется в Калифорнии и работает у известного режиссера Мака Сеннета, являвшегося совладельцем и худруком киностудии «Кистоун». Она успешно справляется с главными ролями в картинах «Невеста из пульмановского вагона» и «Ее решение, или Опасная девчонка».
Но совершенства сумела достичь под руководством талантливого творческого режиссера Сесиля де Милля. Ей блестяще удавались роли женщин, умудренных жизненным опытом, волевых и сильных. Несмотря на свою юность, она на интуитивном уровне чувствовала, как на экране воплотить образы светских львиц, роковых женщин. В 1919 году это были роли в фильмах «Не меняйте мужа», «На радость и на горе». «Зачем менять жену» вышел на экраны в 1920 году, «Похождения Анатоля» в 1921 году.
Заполучил на несколько ролей Глорию в свои картины и Сэм Вуд. В 1922 году в фильме «По ту сторону скал» она сыграла в паре с легендой немого кино Рудольфо Валентино.
Статуса самой яркой голливудской звезды для Глории оказалось недостаточно, и она решает основать собственную студию. Именно на своей киноплощадке она снимается в фильме «Сэди Томпсон» и звуковой картине «Правонарушительница». Глория Свенсон дважды становится номинантом на «Оскар». В своей же кинофирме она сыграла главную роль в фильме Эриха фон Штрогейма «Королева Келли».
Но, к сожалению, легенду Голливуда Глорию Свенсон постигла участь многих известных артистов немого кино — с приходом на экран звука востребованность актрисы значительно уменьшилась. Пик славы остался позади. Великолепие ее внешности не изменилось — после 30 она была ослепительна. Но с наступлением Великой депрессии изменилось отношение зрителя. Роскошная жизнь кумиров вызывала чувства, прямо противоположные восторгу. После «Королевы Келли» ролей было только шесть. Несколько картин, куда актриса инвестировала свои средства, потерпели фиаско, тем самым уменьшив ее состояние.
В 1950 году Глория Свенсон была приглашена режиссером Билли Уайлдером на роль главной героини в киноленте «Бульвар Сансет». История звезды немого кино Нормы Десмонд вернула Свенсон былую славу. Этот фильм стал одним из величайших творений Голливуда и лучшим образом, созданным актрисой. Она стала играть на сцене, снималась в телесериалах.
Энтузиазм актрисы был безграничным, жизнелюбие неиссякаемым. Любимица миллионов продолжала удивлять, создавая благотворительные фонды помощи. Будучи женщиной до мозга костей, она стала заниматься модной отраслью и создала дом моды, выпуская линию одежды под своим брендом. Добралась она и до такого популярного занятия, как йога. Рядом с ней занимались Грета Гарбо, Рамон Наварро, другие актерские знаменитости. Учредительница школы йоги Индра Деви написала книгу «Йога для американцев» и посвятила ее Глории Свенсон.
С появлением телевидения в 40-х годах стала ведущей одного из первых ток-шоу.
Кроме прочего, среди увлечений этой удивительной женщины нашлось место пропаганде вегетарианства. С этой целью в 1968 году она посетила Советский Союз.
Личная жизнь Глории Свенсон
Настоящая дива Голливуда вела насыщенную, наполненную всевозможными кривотолками и слухами личную жизнь. Семь раз актриса вступала в брак. В то время это было редкостью. Впрочем, официальные союзы с мужчинами длились недолго и менялись, как в калейдоскопе. Самым продолжительным стал брак с маркизом Анри де Фалезом. Влюбив его в себя, Глория нарушила традицию аристократов не связывать себя узами брака с киноактрисами. В это же время в лучах ее любви и благосклонности грелся Джо Кеннеди, миллионер, отец будущего президента США. Сближение состоялось, когда чрезмерный любитель женщин продюсировал актрису. Расставшись и с любовником, и с мужем, Свенсон окунулась в деловую жизнь.
Вся жизнь — игра
Роль в драме «Аэропорт 1975» (1975 г.) стала для Глории Свенсон последней.
Но всю свою долгую, насыщенную яркими событиями жизнь она вела себя так, будто играла на экране в величайшем фильме. На закате жизни актриса увлеклась мужчиной гораздо моложе себя, который пообещал ей триумф в Европе. Но почитатель ее таланта исчез, оставив после себя неизвестность и путаницу в делах престарелой женщины. Удар и обман Глория не перенесла, скончавшись 4 апреля 1983 года в Нью-Йорке в возрасте 84 лет.
Фильмография: лучшее
Фильмография Глории Свенсон насчитывает десятки картин, среди которых самыми значительными в ее карьере стали:
- «Его новая работа» (1915).
- «Не меняйте мужа» (1919).
- «Похождения Анатоля» (1921).
- «По ту сторону скал» (1922).
- «Сэди Томпсон» (1928).
- «Правонарушительница» (1929).
- «Королева Келли» (1929).
- «Бульвар Сансет» (1950).
- «Аэропорт 1975» (1975)
Глория Свенсон была замечательной звездой немого кино. Об исключительной жизни великой актрисы написаны книги, созданы фильмы. Премия Джорджа Истмена «За выдающийся вклад в искусство кинематографа» досталась только ей.